В Гомеле проходит Международная конференция “Сохранение лесных генетических ресурсов”
Считается, что к началу XXI века человек уничтожил около половины лесов, ранее существовавших на Земле. И порой кажется, что природа мстит за такой проступок, руководствуясь принципом – «так не доставайся же ты никому». Страшные стихийные разрушения, резко возросшая численность вредителей – и в результате тысячи и тысячи поваленных деревьев, повреждённые экосистемы, для восстановления которых потребуются многие десятки лет. Остановить бурю нам не под силу, но благодаря генной инженерии учёные могут выращивать деревья, способные противостоять современным вызовам. В Гомеле проходит международная научная конференция, посвящённая вопросам сохранения лесных генетических ресурсов.
Массивные зелёные насаждения обеспечивают нас кислородом, влияют на климат, сохраняют такое богатое разнообразие живой природы и выполняют множество других функций. Их значение трудно переоценить. Но нам, людям, не сведущим в вопросах лесного хозяйства, кажется, что лес не требует никакого особого ухода. В действительности же дела обстоят совсем иначе. Работники лесхозов, учёные отрасли проделывают колоссальную работу.
Сегодня сохранение генетических ресурсов приобретает новый смысл. И всё потому, что природа бросает совершенно другие вызовы.
– Первое место, конечно, занимают климатические факторы, – рассказывает директор Института леса НАН Беларуси Александр Ковалевич. – Раньше ураганные ветра были не характерны для нашей территории. Посмотрите, что происходит в последнее время: ураган в июле 2016 года одномоментно повалил лес на площади практически в 16 000 гектаров. Другой проблемой стало уменьшение выпадающих осадков. А на фоне высоких температур это привело к тому, что за последние 5-7 лет резко снизился уровень грунтовых вод. Соответственно, уменьшилось и потребление влаги, деревья снизили транспирацию, то есть уменьшили потребление углекислого газа и снизили выработку терпеновых масел, которые являются основным элементом живицы. В итоге хвойные деревья стали беззащитными, этим и воспользовались вредители.
Так, на юге страны мы наблюдаем короедное усыхание сосновых насаждений. Это настоящее нашествие вредителя. Уже пришлось вырубить 21 000 гектаров и, к сожалению, этим не удастся ограничиться. По самым оптимистичным прогнозам для успешной борьбы – приведения численности короеда до естественного состояния – потребуется как минимум три года. К слову, наша соседка Украина также страдает от этого вредителя. Причём там площадь усыхающих сосновых насаждений насчитывает около 300 000 гектаров!
– Ещё одним важным фактором является и увеличение потребления леса, – отмечает Александр Иванович. – Если в 1994-м году Беларусь заготавливала 5,4 миллиона кубометра древесины в год, то в 2017-м – уже 21 миллион. Объёмы возросли в невероятных масштабах. Поэтому нам необходимо очень быстро восстанавливать лесные массивы тем посадочным материалом, который будет давать наибольший эффект. А для этого нужна широкая генетическая изменчивость. Наша основная задача – создание пластичных видов, которые смогут противостоять современным вызовам.
Проблемы у нас общие
В Беларуси подобное мероприятие проводится впервые и, бесспорно, является признанием достижений отечественных учёных. И нам действительно есть чем гордиться. Сегодня в Институте леса НАН Беларуси проводится полногеномное секвенирование (расшифровка гена). Более того, сотрудники подошли к такому направлению, как фармогенетика. То есть благодаря идентификации и расшифровке наследственного материала дерева можно точно определить гены, которые отвечают за патогенность. А это, в свою очередь, позволит разрабатывать препараты целевого действия, которые не будут наносить вред полезной микрофлоре.
– У Беларуси есть очень большой опыт работы, особенно в генетической идентификации различных патогенов, – подтвердил мнение ведущий научный сотрудник Института общей генетики имени Н. И. Вавилова Российской Академии Наук, профессор Геттингенского университета Константин Крутовский. – Мы давно и тесно сотрудничаем с вашими учёными. Бореальные леса, расположенные в Северной Америке, Скандинавии, на севере Беларуси и в России, занимают 30 процентов от всех лесов на планете. Климат меняется, приходят продолжительные засухи, в результате чего деревья ослабевают, становятся чувствительны к вредителям. Сохранение генетических ресурсов – задача не только на уровне отдельных государств, но и на международном уровне. Проблемы у нас общие, и решать их нужно сообща.
На конференцию заявлено 111 докладов от участников, представляющих 97 организаций из 18 государств: Азербайджан, Беларусь, Болгария, Бразилия, Германия, Индия, Иран, Казахстан, Латвия, Литва, Молдова, Польша, Россия, Румыния, США, Турция, Украина, Швейцария. Организаторами мероприятия являются Национальная академия наук Беларуси, Отделение биологических наук НАН Беларуси, Научно- практический центр НАН Беларуси по биоресурсам, Институт леса НАН Беларуси, Министерство лесного хозяйства Республики Беларусь, International Union of Forest Research Organizations (IUFRO).
Встретили стихию… в 2016-м
Ещё 20 лет назад ураганы для нашей страны были достаточно редким явлением. К сожалению, сегодня это уже элемент климата. Все мы помним ураган, обрушившийся в июле 2016 года. Тогда стихия прошлась практически по территории всей республики. И хотя буря длилась недолго, она нанесла колоссальный ущерб. Так, ураганным ветром было повреждено более 5 миллионов кубометров древесины на площади в 15,6 гектара. Эту природную катастрофу окрестили самой масштабной в истории современной Беларуси.
В день – по 300 вагонов
Для преодоления этих страшных последствий вся лесная отрасль была приведена в «боевую готовность». Работники трудились на пределе возможностей: разбирали завалы и оперативно заготавливали повреждённую древесину. Огромный объём работ необходимо было выполнить в кратчайшие сроки. Всё дело в том, что под открытым небом повреждённая древесина очень быстро теряет свои качества, а значит, на счету каждый день. Основной объём древесины следовало убрать, не дожидаясь холодов. Только представьте, каждый день железнодорожным транспортом отгружалось практически 20 000 кубометров заготовленной древесины – более 300 вагонов. Ни одно повреждённое дерево не должно было пропасть, поэтому часть древесины прямо на месте перерабатывалась в щепу с помощью специальной техники.
Где не проходила техника, работали вручную
Уже к 1 декабря 2016-го были разработаны все доступные для лесозаготовки участки повреждённого лесного фонда. Заготовлено 4,2 миллиона кубометров древесины. Однако убрать завалы до наступления морозов в болотистой местности оказалось невозможным. Пришлось ждать. Как только территория стала доступна для лесозаготовительных работ, туда направили технику. Из заболоченной местности древесину вытаскивали лебёдками. Там, где не могли пройти машины, люди все работы выполняли вручную.
Вырастить новый лес
Практически 10 месяцев лесная отрасль страны находилась в военном положении. Весной 2017 года разработка ветровально-буреломных участков и их очистка от захламлённости выполнены в полном объёме. Цифры просто невероятные: санитарно-оздоровительные мероприятия провели на площади более 40 000 га, в том числе на 16 000 – сплошные санитарные рубки. Заготовили и отправили на переработку более 5,3 миллиона кубометров ликвидной древесины. Однако это лишь часть работы. Параллельно с заготовкой уже с августа 2016 года началась подготовка участков к посадке новых деревьев.
Потребуется больше 70 лет
Для подготовки почвы к лесовосстановительным мероприятиям была мобилизована техника и агрегаты всех лесохозяйственных объединений. Помочь в посадке новых лесов мог каждый желающий. Осенью 2016-го Министерство лесного хозяйства провело общереспубликанскую акцию «Адновім лясы разам», а весной 2017-го – традиционную акцию «Неделя леса». Каждый мог обратиться в лесхоз и посадить дерево на участках, повреждённых ураганами. Участие приняли свыше 90 000 человек. Благодаря трудам осенью было заложено более 5000 га лесных культур. К 1 мая 2017 на разработанных участках лесные культуры создали на площади более 10 000 га. Чтобы на этих огромных территориях появился такой лес, какой был до урагана, потребуется более 70 лет.
Сычкова Татьяна Фото: Анна Пащенко